Состав аппаратуры и назначение основных блоков

Состав аппаратуры и назначение основных блоков

Блок-схема системы «Курс-МП-Ь> изображена на рнс. 270. Курсовой приемник КРП-100П осуществляет усиление, преоб­разование и амплитудное детектирование высокочастотных сигна-

лов, принимаемых антенной от радиомаяков VOR, курсовых си­стем маяков ILS и СП-50.

Глиссадный приемник ГРП-20П предназначен для усиления и преобразования сигналов глиссадных радиомаяков СП-50 и ILS, указывающих положение самолета относительно равносигнальной зоны.

Маркерный приемник МРП-ЗП предназначен для усиления сиг­налов маркерных радиомаяков и преобразования этих сигналов с целью получения световой, звуковой и тональной индикации.

Навигационное устройство УН-1П производит преобразование сигналов, поступающих с курсового приемника КРП-ЮОП и содер­жащих информацию о местоположении самолета относительно ма­яка или взлетно-посадочной полосы, в сигналы углового отклоне­ния стрелок приборов УШ и РМИ, и сигналы постоянного тока, вы­даваемые на вычислители директорной системы и вертикальные стрелки нуль — индикаторных приборов.

Блок сигналов отказа БСО обеспечивает выработку сигналов отказа (сигналов готовности), свидетельствующих о нормальной работе или неисправности.

Распределительная коробка обеспечивает электрическое сое­динение всех блоков, входящих в моноблок, и их коммутацию.

Блок КУР служит для выработки курсовых углов маяка по те­кущим значениям азимута и магнитного курса и передачи их на радиомагннтный индикатор.

Комплект РМИ-1 обеспечивает индикацию гиромагнитного курса.

Блок управления позволяет произвести выбор рабочих частот курсового приемника с одновременным переключением глиссад — ного приемника и автоматическую коммутацию каналов навига­ционной системы (или посадки) в зависимости от рабочей часто­ты курсового приемника.

Селектор азимута служит для установки магнитного курса при полете по заданному азимуту, индикации пролета маяка «от» — «на».

Селектор радиосистем осуществляет выбор любого из че­тырех основных режимов работы аппаратуры «Курс-МП-1» и РСБН-П.

Блок баланса СП-50 обеспечивает установку (совмещение) электрических нулей фазовых детекторов с нулевыми положениями приборов КПП обоих полукомплектов аппаратуры «Курс-МП-1» в режиме СП-50.

Блок коммутации позволяет произвести подключение курсовых, глиссадных и бленкерных цепей аппаратуры «Курс-МП-1» и РСБН к директорной системе САУ.

Принцип действия:

Режим VOR. Навигационная система VOR является системой всенаправленных радиомаяков, работающих в диапазоне частот 108—118 мгц. Она обеспечивает непрерывное указание азимута самолета, угла между магнитным меридианом и линией,

Состав аппаратуры и назначение основных блоков
Состав аппаратуры и назначение основных блоков

Рис. 271. Характеристика излучений маяка VOR:

а — магнитный курс; Р — азимут на маяк; ф — курсовой угол радиомаяка

проведенной от самолета к месту установки маяка, отсчитывае­мого от магнитного меридиана по часовой стрелке. На рис. 271 изображена характеристика излучений маяка VOR.

Определение азимута осуществляется путем сравнения фаз двух сигналов: опорного и переменного. Сигналы маяка VOR принимаются радиоприемным устройством КРП-100П. В прием­нике сигналы усиливаются, детектируются, и на вход навигаци­онного устройства УН-1П поступает сложный низкочастотный сигнал, содержащий информацию об азимуте самолета относи­тельно маяка. УН-1П преобразует информацию в сигналы опор­ной и переменной фаз частоты 30 гц и далее:

в угол поворота вала, соответствующий фазовому сдвигу меж­ду опорной и временной фазами;

в постоянный ток, изменяющий величину и направление в за­висимости от соотношения угла поворота вала и положения се­лектора азимута.

Сигнал постоянного тока с УН-1П поступает на вертикальную стрелку прибора КПП, а поворот вала отсчитывается прибором ИКУ-1, показывающим текущий азимут, гиромагнитный курс и курсовой угол при совместной работе аппаратуры «Курс-МП-1» с курсовой системой ТКС-П.

Режим ILS. Международная система ILS является системой посадки самолетов.

Курсовой радиомаяк ILS, работающий в диапазоне частот 108—112 Мгц, предназначен для задания курса по направлению равносигнального излучения при одновременной модуляции дву­мя различными частотами 90 и 150 гц. Это направление совмеща­ется с осью взлетно-посадочной полосы. Сигналы курсового ра­диомаяка принимаются радиоприемным устройством КРП 100П, детектируются и поступают на навигационное устройство УН-1П, в котором происходит разделение сигналов 90 и 150 гц и преоб­

разование их в сигналы, управляющие индикаторными прибо­рами.

Работа глиссадного радиомаяка (диапазон частот 329,3— 335,0 Мгц) аналогична работе курсового, за исключением того, что результирующее поле расположено в вертикальной плоско­сти. Равносигнальное направление образовано вдоль глиссады снижения под углом 2—4°. Верхний лепесток диаграммы промо- дулирован частотой 90 гц, нижний — 150 гц. Сигналы глиссад­ного радиомаяка принимаются приемным устройством ГРП-20П, имеющим 20 рабочих каналов. Приемник детектирует модулирую­щие частоты 90 и 150 ги и преобразует их в сигналы постоянно­го тока, управляющие индикаторными приборами.

Сигналы маркерных маяков, расположенных по линии курса и работающих на частоте 75 Мгц, сигнализируют пилоту о рассто­янии самолета до начала ВПП. По международному стандарту устанавливаются три маркера.

Первый маркер (ближний) расположен иа расстоянии 75 м от начала ВПП со стороны подхода, второй (средний) — на рас­стоянии 1050+150 м, третий (дальний) — 7 400 м. Несущая ча­стота маркера модулирована частотой 3 000 гц и манипулиро­вана непрерывной серией точек; второго маркера — частотой 400 гц с манипуляцией непрерывной серией точек; второго мар­кера — частотой 1 300 гц при манипуляции серией чередующихся точек и тире; третьего — частотой 400 гц с манипуляцией непре­рывной серией тире. Сигналы маркерных радиомаяков принима­ются радиоприемным устройством МРП-ЗП. Принятые сигналы после детектирования усиливаются, поступают на телефонный канал и низкочастотные фильтры, настроенные на частоты мо­дуляции маяков. Выделенный соответствующим фильтром сиг­нал после преобразования используется для включения реле пита­ния индикаторных лампочек и звонка и прослушивания соответ­ствующих тональных сигналов через СПУ.

Режим СП-50. Радионавигационный комплекс оборудования системы СП-50 предназначен для обеспечения посадки самолетов.

Наземное оборудование системы состоит из курсового маяка, работающего в диапазоне частот 108,3—110,3 Мгц, глиссадного маяка с диапазоном частот 332,6 335,0 Мгц и Двух маркер­

ных маяков, работающих на частоте 75 Мгц.

Курсовой радиомаяк работает по принципу использо­вания минимума излучения боковых частот модуляции. Диаграм­ма направленности курсового маяка СП-50 приведена на рис. 272, а. Сигналы курсового радиомаяка СП-50 принимаются радио­приемным устройством КРП-ЮОП, детектируются и поступают на навигационное устройство УН-1П, в котором происходит разделе­ние частот модуляции и преобразование их в сигналы, управля­ющие индикаторными приборами.

Глиссадный маяк. Основные параметры его аналогич­ны параметрам глиссадного маяка системы ILS, за исключением

Состав аппаратуры и назначение основных блоков
Состав аппаратуры и назначение основных блоков

Рис. 272. Характеристики излучений: a — курсового маяка СП-50; б — глиссадного маяка СП 50

того, что верхний лепесток диаграммы направленности промодули — рован частотой 150 гц, а нижний — 90 гц (рис. 272, б).

Маркерные маяки работают на частоте 75 Мгц. Моду­лирующие частоты всех маркеров 3 000 гц. Манипуляция несущей частоты маяков производится таким же образом, как и в систе­ме ILS. Аппаратура приема и преобразования маркерных сигна­лов и методы индикации общие для систем ILS и СП-50.

Режим работы «Курс-МП-1». Аппаратура «Курс-МП-1» при совместной установке на самолете с аппаратурой РСБН-П допус­кает работу в следующих основных режимах: «РСБН» («Ка-

тет-С»); «РСБН/СП-50»; «1»; «Совм.»; «2».

В аппаратуре «Курс-МП-1» обеспечена возможность одновре­менной или совместной работы двух полукомплектов.

Лампы сигнализации режимов «ILS», «СП-50» и «VOR», уста­новлены в табло на приборных досках левого и правого

ПИЛОТОВ.

Подпись: Рис. 273. Блок упраиле- ния

Органы управления, контроля и регулирования. Блок управ­ления (рис. 273) содержит:

переключатель 1 выбора рабочих частот курсового приемника «грубо» (через 1 Мгц);

переключатель 2 выбора рабочих частот курсового приемника «точно» (через 0,1 Мгц).

Селектор радиосистем (рис. 274) имеет: индикаторную лампу 1 отказа глиссады 1 полукомплекта; индикаторную лампу 2 отказа курса I полукомплекта: переключатель выбора 3 системы посадки ILS или СП-50; переключатель 4 выбора чувствительности маркерного прием­ника: «Маршрут» — до 150 мкв; «Посадка» — 1 мв+30%; индикаторную лампу 5 отказа курса II полукомплекта; индикаторную лампу 6 отказа глиссады II полукомплекта; переключатель 7 основных режимов работы аппаратуры: «РСБН» — система РСБН-П (только в режиме «Катет-С»); «1» — первый полукомплект «Курс-МП-1»;

«Совм» — совместная работа I и II полукомплектов «Курс-МП 1»;

«2» — второй полукомплект «Курс-МП-1».

Селектор азимута (рис. 275) содержит: ручку 1 ввода задан­ного азимута, счетчик 2 «Магнитный курс», индикаторные лам­почки 3 «От—На», лампы 4 подсвета шкалы, переключатель 5 руч­ной смены индикации.

Подпись: Б "S Рис. 277. Радио магнитный индикатор ИКУ-1

Блок установки электрического баланса и контроля нуля I и II полукомплектов имеет совмещенную с микровыключателем ручку 1 (рис. 276) для установки электрического баланса I полу­комплекта, совмещенную с микровыключателем ручку 2 для уста­новки электрического баланса II полукомплекта.

построении предпосадочного прямоугольного маршрута); стрелку I КУР 3 (узкая); стрелка II КУР (широкая) 8, переключатель I КУР 7; переключатель II КУР 4; табло I КУР 6, указывающее систему, подключенную к прибору; табло II КУР 5.

Работа системы:

Маршрутный полет по маякам VOR — режим «Совм». Полу — комплекты работают независимо один от другого. Каждый по — лукомплект настраивается на необходимый маяк. Индикация отклонения от заданной линии пути производится раздельно по приборам левого и правого пилотов от I и II полукомплектов со­ответственно. Вычислители САУ подключены к I полукомплекту.

Индикация текущего азимута и курсового угла каждого мая­ка осуществляется по соответствующим стрелкам прибора УШДБ и приборов РМИ (ИКУ-1), входящих в аппаратуру «Курс-МП-1».

Предпосадочный маневр по маякам VOR и на ILS — режим «Совм». I полукомплект настраивается на маяк VOR, II на маяк ILS. Индикация отклонения от заданной линии пути выда­ется раздельно левому и правому пилотам от I и II полукомп­лектов. Вычислители подключены к I полукомплекту.

Индикация текущего азимута и курсового угла маяка осуще­ствляется по первой стрелке приборов и РМИ (ИКУ-1). В этом режиме может быть использовано противоположное включение полукомплектов, а именно: первый — на маяк ILS, второй — на маяк VOR. При этом на второй стрелке УШДБ и РМИ (ИКУ-1) может индицироваться КУР от АРК-П-

Заход на посадку по маякам ILS (или СП-50) — режим «I». Оба полукомплекта настраиваются на курсовой посадочный ма­як ILS (пли СП-50). При этом оба глиссадных приемника вклю­чаются автоматически и настраиваются на соответствующий глпс — саднын маяк. Индикация обоим пилотам выдается по боковому и продольному каналам с I полукомплекта.

В случае выхода из строя курсового или глиссадного каналов к выходным устройствам автоматически подключаются соответ­ствующие каналы II полукомплекта. Вычислители также подклю­чаются к работающему полукомплекту. Таким образом, II полу — комплект всегда находится в горячем резерве и в случае неисправности I полукомплекта автоматически подключается к ин­дикаторным приборам и вычислителям. Автоматическое резерви­рование предусмотрено только по сигналам отклонения от задан­ной линии пути. В случае необходимости II полукомплект можно подключить к обоим приборам НПП и вычислителям вручную. Для этой цели на селекторе радиосистем имеется положение «2».

Полет по заданному азимуту. Аппаратура «Курс-МП-1» по­зволяет производить полет по заданному азимуту. В этом случае используется задающее устройство — селектор азимута, на кото­ром необходимый азимут выбирается заранее. Разность между заданным и текущим азимутами выдается на планки индикаторов КПП, указывающие отклонение самолета от заданного курса, и приборы НПП.

Опознавание пролета маяков. Телефонные выходы курсовых приемников аппаратуры «Курс-МП-1» подключаются к СПУ при установке переключателя на абонентских аппаратах в положе­ние «РН-Н», а переключателя «АРК—VOR—II», расположен­ного на приборной доске штурмана, в положение «VOR—II».

Позывные курсового приемника I полукомплекта прослушива­ются при установке переключателя на абонентских аппаратах в положении «PH-І», а переключателя «РСБН—YOR—I», также расположенного на доске штурмана, в положение «VOR-ІІ».

Маркерный приемник обеспечивает звуковую и световую сиг­нализацию обоим пилотам при пролете маркерных маяков (ближ­него, среднего; дальнего или маршрутного) с различными часто­тами модуляции.

Для обеспечения раздельной световой сигнализации для каж­дого типа маркерного маяка на приборных досках пилотов уста­новлены три лампы: «Ближний», «Средний», «Дальний». При про­лете стандартного маршрутного маркера срабатывает световая сигнализация «Ближний маркер».

Сигнализация отказов аппаратуры. ппаратура «Курс-МП-1» выдает сигналы готовности или сигналы отказа, свидетельству­ющие о нормальной работе аппаратуры или ее неисправностях.

Блок БСО получает сигналы переменного тока, содержащие информацию о готовности аппаратуры по каналу курса и каналу глиссады, с навигационного устройства УН-1П и глиссадного при­емника ГРП-20П и преобразовывает их в сигналы постоянного тока, выдаваемые на бленкеры нуль-индикаторных приборов и на лампочки сигнализации готовности, расположенные на селекторе радиоснстем.

Антенная система аппаратуры «Курс-МП-1». Для I и II полу­комплектов аппаратуры используются общая курсовая и глис — садная антенны. Оба комплекта подключаются к антенне парал­лельно с помощью высокочастотных тройников, установленных в радиоотсеке.

Глиссадная и курсовая антенны представляют собой двух­этажные вибраторы полоскового типа, наклеенные на внутрен­нюю поверхность обтекателя антенны РЛС.

В качестве антенны маркерного приемника используется штат­ная антенна маркерного приемника МРП-56П. Маркерные прием­ники обоих полукомплектов подключаются к антенне параллель­но через высокочастотный тройник.

Питание аппаратуры осуществляется от бортовых сетей:

переменного тока напряжением 115в±5%, частотой 400гц (потребление не более 200 ва);

постоянного тока напряжением 27 в±10% (потребление не более 100 вт).

Особенности эксплуатации системы «Курс-МП-1». При исполь­зовании аппаратуры не следует допускать:

резких ударов по аппаратуре (при монтаже и транспор­тировке) ;

работы аппаратуры при питающих напряжениях, отличаю­щихся от номинальных более чем на 10% Для 27 в и 5Jo для 115 в, 400 гц;

соединения или разъединения штепсельных разъемов при включенном питании;

перегибания шлангов, соединяющих блоки со штепсельными разъемами;

скопления грязи и масла на внешних поверхностях антенн и в местах их крепления к обшивке самолета;

транспортировки блоков на автомашинах без установки на амортизационные рамы и без защиты от пыли и влаги.

При этом необходимо:

тщательно затягивать накидные гайки штепсельных разъемов, не допуская ненадежных контактов;

следить за целостью антенн;

предохранять отверстия в защитных кожухах блоков аппа­ратуры от попадания в них пыли, влаги, снега.

Все работы по монтажу и демонтажу выполнять только при полностью обесточенной аппаратуре. Демонтаж и монтаж ана­логичных блоков I и II полукомплектов производится одина­ково.

Аппаратуру проверяют с использованием имитаторов в режи­мах:

«VOR» — имитаторами QA — 8 или «Азимут-П»;

«ILS» — имитаторами НИЛС, Q А—8; МИГІ-56;

«СП-50» — имитаторами КИРМ-ФІ; МИП-56.

Кроме того, проверяют:

электрические нули и чувствительность по курсу и глиссаде;

автоматическое подключение II полукомплекта;

каналы приемников СП-50.