Состав аппаратуры и назначение основных блоков
Блок-схема системы «Курс-МП-Ь> изображена на рнс. 270. Курсовой приемник КРП-100П осуществляет усиление, преобразование и амплитудное детектирование высокочастотных сигна-
лов, принимаемых антенной от радиомаяков VOR, курсовых систем маяков ILS и СП-50.
Глиссадный приемник ГРП-20П предназначен для усиления и преобразования сигналов глиссадных радиомаяков СП-50 и ILS, указывающих положение самолета относительно равносигнальной зоны.
Маркерный приемник МРП-ЗП предназначен для усиления сигналов маркерных радиомаяков и преобразования этих сигналов с целью получения световой, звуковой и тональной индикации.
Навигационное устройство УН-1П производит преобразование сигналов, поступающих с курсового приемника КРП-ЮОП и содержащих информацию о местоположении самолета относительно маяка или взлетно-посадочной полосы, в сигналы углового отклонения стрелок приборов УШ и РМИ, и сигналы постоянного тока, выдаваемые на вычислители директорной системы и вертикальные стрелки нуль — индикаторных приборов.
Блок сигналов отказа БСО обеспечивает выработку сигналов отказа (сигналов готовности), свидетельствующих о нормальной работе или неисправности.
Распределительная коробка обеспечивает электрическое соединение всех блоков, входящих в моноблок, и их коммутацию.
Блок КУР служит для выработки курсовых углов маяка по текущим значениям азимута и магнитного курса и передачи их на радиомагннтный индикатор.
Комплект РМИ-1 обеспечивает индикацию гиромагнитного курса.
Блок управления позволяет произвести выбор рабочих частот курсового приемника с одновременным переключением глиссад — ного приемника и автоматическую коммутацию каналов навигационной системы (или посадки) в зависимости от рабочей частоты курсового приемника.
Селектор азимута служит для установки магнитного курса при полете по заданному азимуту, индикации пролета маяка «от» — «на».
Селектор радиосистем осуществляет выбор любого из четырех основных режимов работы аппаратуры «Курс-МП-1» и РСБН-П.
Блок баланса СП-50 обеспечивает установку (совмещение) электрических нулей фазовых детекторов с нулевыми положениями приборов КПП обоих полукомплектов аппаратуры «Курс-МП-1» в режиме СП-50.
Блок коммутации позволяет произвести подключение курсовых, глиссадных и бленкерных цепей аппаратуры «Курс-МП-1» и РСБН к директорной системе САУ.
Принцип действия:
Режим VOR. Навигационная система VOR является системой всенаправленных радиомаяков, работающих в диапазоне частот 108—118 мгц. Она обеспечивает непрерывное указание азимута самолета, угла между магнитным меридианом и линией,
Рис. 271. Характеристика излучений маяка VOR:
а — магнитный курс; Р — азимут на маяк; ф — курсовой угол радиомаяка
проведенной от самолета к месту установки маяка, отсчитываемого от магнитного меридиана по часовой стрелке. На рис. 271 изображена характеристика излучений маяка VOR.
Определение азимута осуществляется путем сравнения фаз двух сигналов: опорного и переменного. Сигналы маяка VOR принимаются радиоприемным устройством КРП-100П. В приемнике сигналы усиливаются, детектируются, и на вход навигационного устройства УН-1П поступает сложный низкочастотный сигнал, содержащий информацию об азимуте самолета относительно маяка. УН-1П преобразует информацию в сигналы опорной и переменной фаз частоты 30 гц и далее:
в угол поворота вала, соответствующий фазовому сдвигу между опорной и временной фазами;
в постоянный ток, изменяющий величину и направление в зависимости от соотношения угла поворота вала и положения селектора азимута.
Сигнал постоянного тока с УН-1П поступает на вертикальную стрелку прибора КПП, а поворот вала отсчитывается прибором ИКУ-1, показывающим текущий азимут, гиромагнитный курс и курсовой угол при совместной работе аппаратуры «Курс-МП-1» с курсовой системой ТКС-П.
Режим ILS. Международная система ILS является системой посадки самолетов.
Курсовой радиомаяк ILS, работающий в диапазоне частот 108—112 Мгц, предназначен для задания курса по направлению равносигнального излучения при одновременной модуляции двумя различными частотами 90 и 150 гц. Это направление совмещается с осью взлетно-посадочной полосы. Сигналы курсового радиомаяка принимаются радиоприемным устройством КРП 100П, детектируются и поступают на навигационное устройство УН-1П, в котором происходит разделение сигналов 90 и 150 гц и преоб
разование их в сигналы, управляющие индикаторными приборами.
Работа глиссадного радиомаяка (диапазон частот 329,3— 335,0 Мгц) аналогична работе курсового, за исключением того, что результирующее поле расположено в вертикальной плоскости. Равносигнальное направление образовано вдоль глиссады снижения под углом 2—4°. Верхний лепесток диаграммы промо- дулирован частотой 90 гц, нижний — 150 гц. Сигналы глиссадного радиомаяка принимаются приемным устройством ГРП-20П, имеющим 20 рабочих каналов. Приемник детектирует модулирующие частоты 90 и 150 ги и преобразует их в сигналы постоянного тока, управляющие индикаторными приборами.
Сигналы маркерных маяков, расположенных по линии курса и работающих на частоте 75 Мгц, сигнализируют пилоту о расстоянии самолета до начала ВПП. По международному стандарту устанавливаются три маркера.
Первый маркер (ближний) расположен иа расстоянии 75 м от начала ВПП со стороны подхода, второй (средний) — на расстоянии 1050+150 м, третий (дальний) — 7 400 м. Несущая частота маркера модулирована частотой 3 000 гц и манипулирована непрерывной серией точек; второго маркера — частотой 400 гц с манипуляцией непрерывной серией точек; второго маркера — частотой 1 300 гц при манипуляции серией чередующихся точек и тире; третьего — частотой 400 гц с манипуляцией непрерывной серией тире. Сигналы маркерных радиомаяков принимаются радиоприемным устройством МРП-ЗП. Принятые сигналы после детектирования усиливаются, поступают на телефонный канал и низкочастотные фильтры, настроенные на частоты модуляции маяков. Выделенный соответствующим фильтром сигнал после преобразования используется для включения реле питания индикаторных лампочек и звонка и прослушивания соответствующих тональных сигналов через СПУ.
Режим СП-50. Радионавигационный комплекс оборудования системы СП-50 предназначен для обеспечения посадки самолетов.
Наземное оборудование системы состоит из курсового маяка, работающего в диапазоне частот 108,3—110,3 Мгц, глиссадного маяка с диапазоном частот 332,6 335,0 Мгц и Двух маркер
ных маяков, работающих на частоте 75 Мгц.
Курсовой радиомаяк работает по принципу использования минимума излучения боковых частот модуляции. Диаграмма направленности курсового маяка СП-50 приведена на рис. 272, а. Сигналы курсового радиомаяка СП-50 принимаются радиоприемным устройством КРП-ЮОП, детектируются и поступают на навигационное устройство УН-1П, в котором происходит разделение частот модуляции и преобразование их в сигналы, управляющие индикаторными приборами.
Глиссадный маяк. Основные параметры его аналогичны параметрам глиссадного маяка системы ILS, за исключением
Рис. 272. Характеристики излучений: a — курсового маяка СП-50; б — глиссадного маяка СП 50
того, что верхний лепесток диаграммы направленности промодули — рован частотой 150 гц, а нижний — 90 гц (рис. 272, б).
Маркерные маяки работают на частоте 75 Мгц. Модулирующие частоты всех маркеров 3 000 гц. Манипуляция несущей частоты маяков производится таким же образом, как и в системе ILS. Аппаратура приема и преобразования маркерных сигналов и методы индикации общие для систем ILS и СП-50.
Режим работы «Курс-МП-1». Аппаратура «Курс-МП-1» при совместной установке на самолете с аппаратурой РСБН-П допускает работу в следующих основных режимах: «РСБН» («Ка-
тет-С»); «РСБН/СП-50»; «1»; «Совм.»; «2».
В аппаратуре «Курс-МП-1» обеспечена возможность одновременной или совместной работы двух полукомплектов.
Лампы сигнализации режимов «ILS», «СП-50» и «VOR», установлены в табло на приборных досках левого и правого
ПИЛОТОВ.
Органы управления, контроля и регулирования. Блок управления (рис. 273) содержит:
переключатель 1 выбора рабочих частот курсового приемника «грубо» (через 1 Мгц);
переключатель 2 выбора рабочих частот курсового приемника «точно» (через 0,1 Мгц).
Селектор радиосистем (рис. 274) имеет: индикаторную лампу 1 отказа глиссады 1 полукомплекта; индикаторную лампу 2 отказа курса I полукомплекта: переключатель выбора 3 системы посадки ILS или СП-50; переключатель 4 выбора чувствительности маркерного приемника: «Маршрут» — до 150 мкв; «Посадка» — 1 мв+30%; индикаторную лампу 5 отказа курса II полукомплекта; индикаторную лампу 6 отказа глиссады II полукомплекта; переключатель 7 основных режимов работы аппаратуры: «РСБН» — система РСБН-П (только в режиме «Катет-С»); «1» — первый полукомплект «Курс-МП-1»;
«Совм» — совместная работа I и II полукомплектов «Курс-МП 1»;
«2» — второй полукомплект «Курс-МП-1».
Селектор азимута (рис. 275) содержит: ручку 1 ввода заданного азимута, счетчик 2 «Магнитный курс», индикаторные лампочки 3 «От—На», лампы 4 подсвета шкалы, переключатель 5 ручной смены индикации.
Блок установки электрического баланса и контроля нуля I и II полукомплектов имеет совмещенную с микровыключателем ручку 1 (рис. 276) для установки электрического баланса I полукомплекта, совмещенную с микровыключателем ручку 2 для установки электрического баланса II полукомплекта.
построении предпосадочного прямоугольного маршрута); стрелку I КУР 3 (узкая); стрелка II КУР (широкая) 8, переключатель I КУР 7; переключатель II КУР 4; табло I КУР 6, указывающее систему, подключенную к прибору; табло II КУР 5.
Работа системы:
Маршрутный полет по маякам VOR — режим «Совм». Полу — комплекты работают независимо один от другого. Каждый по — лукомплект настраивается на необходимый маяк. Индикация отклонения от заданной линии пути производится раздельно по приборам левого и правого пилотов от I и II полукомплектов соответственно. Вычислители САУ подключены к I полукомплекту.
Индикация текущего азимута и курсового угла каждого маяка осуществляется по соответствующим стрелкам прибора УШДБ и приборов РМИ (ИКУ-1), входящих в аппаратуру «Курс-МП-1».
Предпосадочный маневр по маякам VOR и на ILS — режим «Совм». I полукомплект настраивается на маяк VOR, II на маяк ILS. Индикация отклонения от заданной линии пути выдается раздельно левому и правому пилотам от I и II полукомплектов. Вычислители подключены к I полукомплекту.
Индикация текущего азимута и курсового угла маяка осуществляется по первой стрелке приборов и РМИ (ИКУ-1). В этом режиме может быть использовано противоположное включение полукомплектов, а именно: первый — на маяк ILS, второй — на маяк VOR. При этом на второй стрелке УШДБ и РМИ (ИКУ-1) может индицироваться КУР от АРК-П-
Заход на посадку по маякам ILS (или СП-50) — режим «I». Оба полукомплекта настраиваются на курсовой посадочный маяк ILS (пли СП-50). При этом оба глиссадных приемника включаются автоматически и настраиваются на соответствующий глпс — саднын маяк. Индикация обоим пилотам выдается по боковому и продольному каналам с I полукомплекта.
В случае выхода из строя курсового или глиссадного каналов к выходным устройствам автоматически подключаются соответствующие каналы II полукомплекта. Вычислители также подключаются к работающему полукомплекту. Таким образом, II полу — комплект всегда находится в горячем резерве и в случае неисправности I полукомплекта автоматически подключается к индикаторным приборам и вычислителям. Автоматическое резервирование предусмотрено только по сигналам отклонения от заданной линии пути. В случае необходимости II полукомплект можно подключить к обоим приборам НПП и вычислителям вручную. Для этой цели на селекторе радиосистем имеется положение «2».
Полет по заданному азимуту. Аппаратура «Курс-МП-1» позволяет производить полет по заданному азимуту. В этом случае используется задающее устройство — селектор азимута, на котором необходимый азимут выбирается заранее. Разность между заданным и текущим азимутами выдается на планки индикаторов КПП, указывающие отклонение самолета от заданного курса, и приборы НПП.
Опознавание пролета маяков. Телефонные выходы курсовых приемников аппаратуры «Курс-МП-1» подключаются к СПУ при установке переключателя на абонентских аппаратах в положение «РН-Н», а переключателя «АРК—VOR—II», расположенного на приборной доске штурмана, в положение «VOR—II».
Позывные курсового приемника I полукомплекта прослушиваются при установке переключателя на абонентских аппаратах в положении «PH-І», а переключателя «РСБН—YOR—I», также расположенного на доске штурмана, в положение «VOR-ІІ».
Маркерный приемник обеспечивает звуковую и световую сигнализацию обоим пилотам при пролете маркерных маяков (ближнего, среднего; дальнего или маршрутного) с различными частотами модуляции.
Для обеспечения раздельной световой сигнализации для каждого типа маркерного маяка на приборных досках пилотов установлены три лампы: «Ближний», «Средний», «Дальний». При пролете стандартного маршрутного маркера срабатывает световая сигнализация «Ближний маркер».
Сигнализация отказов аппаратуры. ппаратура «Курс-МП-1» выдает сигналы готовности или сигналы отказа, свидетельствующие о нормальной работе аппаратуры или ее неисправностях.
Блок БСО получает сигналы переменного тока, содержащие информацию о готовности аппаратуры по каналу курса и каналу глиссады, с навигационного устройства УН-1П и глиссадного приемника ГРП-20П и преобразовывает их в сигналы постоянного тока, выдаваемые на бленкеры нуль-индикаторных приборов и на лампочки сигнализации готовности, расположенные на селекторе радиоснстем.
Антенная система аппаратуры «Курс-МП-1». Для I и II полукомплектов аппаратуры используются общая курсовая и глис — садная антенны. Оба комплекта подключаются к антенне параллельно с помощью высокочастотных тройников, установленных в радиоотсеке.
Глиссадная и курсовая антенны представляют собой двухэтажные вибраторы полоскового типа, наклеенные на внутреннюю поверхность обтекателя антенны РЛС.
В качестве антенны маркерного приемника используется штатная антенна маркерного приемника МРП-56П. Маркерные приемники обоих полукомплектов подключаются к антенне параллельно через высокочастотный тройник.
Питание аппаратуры осуществляется от бортовых сетей:
переменного тока напряжением 115в±5%, частотой 400гц (потребление не более 200 ва);
постоянного тока напряжением 27 в±10% (потребление не более 100 вт).
Особенности эксплуатации системы «Курс-МП-1». При использовании аппаратуры не следует допускать:
резких ударов по аппаратуре (при монтаже и транспортировке) ;
работы аппаратуры при питающих напряжениях, отличающихся от номинальных более чем на 10% Для 27 в и 5Jo для 115 в, 400 гц;
соединения или разъединения штепсельных разъемов при включенном питании;
перегибания шлангов, соединяющих блоки со штепсельными разъемами;
скопления грязи и масла на внешних поверхностях антенн и в местах их крепления к обшивке самолета;
транспортировки блоков на автомашинах без установки на амортизационные рамы и без защиты от пыли и влаги.
При этом необходимо:
тщательно затягивать накидные гайки штепсельных разъемов, не допуская ненадежных контактов;
следить за целостью антенн;
предохранять отверстия в защитных кожухах блоков аппаратуры от попадания в них пыли, влаги, снега.
Все работы по монтажу и демонтажу выполнять только при полностью обесточенной аппаратуре. Демонтаж и монтаж аналогичных блоков I и II полукомплектов производится одинаково.
Аппаратуру проверяют с использованием имитаторов в режимах:
«VOR» — имитаторами QA — 8 или «Азимут-П»;
«ILS» — имитаторами НИЛС, Q А—8; МИГІ-56;
«СП-50» — имитаторами КИРМ-ФІ; МИП-56.
Кроме того, проверяют:
электрические нули и чувствительность по курсу и глиссаде;
автоматическое подключение II полукомплекта;
каналы приемников СП-50.